Учебно-художественный музей имени И.В. Цветаева

зал 4

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

Искусство Древней Греции и Рима - цивилизаций, духовные и эстетические основы которых были восприняты европейской культурой Возрождения как некий эталон, - не только формировало гуманистические представления последующих веков, но и определило формы нового европейского искусства. Оставаясь во все времена непревзойденными творениями человеческого гения, античные памятники вместе с тем принадлежат своей эпохе. Отражая характерное для нее мифологическое и религиозное мировоззрение, они как бы материализуют историю культуры.

В развитии античного искусства принято выделять несколько этапов: архаический, классический, эллинистический, римский. Им, по мере возможности, соответствует экспозиция античных залов Музея (5-й эт.). В подавляющем большинстве здесь представлена скульптура - один из доминирующих видов конструктивных искусств, нередко составляющий гармоничное единство с архитектурными формами. Представление об античной живописи можно получить по копиям фресок из Помпеи, Геркуланума, Рима (Лестница, зал 6 эт.). Многие из них воспроизводили картины знаменитых мастеров Эллады и Рима, не дошедшие до нашего времени.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ УШ-У вв. до н. э.

(Зал 5 этажа)

Древнейший экспонат зала - амфора 750 г. до н. э., найденная в Афинах у Дипилонских ворот, с росписью геометрического стиля (справа от центра зала). Такие амфоры или кратеры часто не имели дна и, как считается, устанавливались на могилах в качестве памятника и одновременно жертвенника. Тулово сосуда покрыто горизонтальными поясами разной ширины, содержащими геометрические фигуры многосмыслового характера. Роспись выделяет горло и ножку сосуда как самостоятельные конструктивные элементы, в центральной части тулова подчеркнуто наиболее значимое, судя по масштабу и местоположению, изображение вечновращающейся свастики и вечнотекущего меандра - символов солнца, света, стихии, воды, - в конечном счете, вечного круговорота жизни.

Вторая амфора (справа от входа), также с дипилонского некрополя, относится к 625-610 гг. до н. э. и расписана в ориентализирующем стиле т.н. Мастером Несса. Изменились пропорции вазы и роспись приобрела фигуративный характер, однако структура ее сохранилась: горло и тулово и здесь имеют самостоятельные сюжеты - мчащиеся над морем горгоны из мифа о Персее, Геракл, сражающийся с кентавром. Реминисценция старого стиля чувствуется не только в веренице водоплавающих птиц на венчике сосуда: заменившая полисемантический символ фигура требует пояснения - рядом с ней возникает надпись и "геометрическое" окружение, а знак вечного вращения напоминают горгоны, несущиеся на свастикоподобных ногах.

Пластика этого времени мало соответствует живости и свободе вазописного рисунка. Фигура "Дамы из Оксерра" конца VII в. до н. э. (справа от центра) почти недвижима. Лишь поднятая к груди правая рука разрушает впечатление полной скованности. Обобщенность, сглаженность форм фигуры женщины сочетается со скрупулезной графической передачей деталей ее прически и костюма. Орнаментальная плотность одеяния "Дамы" напоминает роспись сосуда. Античная скульптура в действительности была полихромной, и многие принципы одного вида искусств гармонично воплощались в другом.

Скульптура разных областей Греции в это время характеризуется монолитным восприятием объема, но различается трактовкой форм, манерой обработки поверхности, стилистическими особенностями. Выделяются три школы: дорийская ("Дама"), ионийская ("Афродита с голубем", статуя Хареса сер. VI в. до н. э., справа от центра) и аттическая, постепенно выходящая на передний план. Судя по голове Афины, сохранившейся от фронтона разрушенного персами Гекатомпедона (стена справа от входа), уже в VI в. аттическая статуя "оживает" - не только осваивая пластику движения в пространстве, но и наполняясь той внутренней силой, которая стала характерной особенностью классической греческой скульптуры.

Однако, не столько формирование принципов художественной формы - она развивалась и далее, - сколько достижение единства внутреннего смысла и строя "вещи" было главным итогом развития архаической эпохи. Каждый памятник искусства, "вещь" понимался как отдельная модель мира, воплощенная в разных вариантах. В архаике возникает тип надгробия - высокая узкая стела, подобно мировому древу увенчанная кроной акротерия (стена справа от входа: "Стела Борджия", "Стела Джустиниани", "Девушка с голубем"). В архаике же появляется скульптурный декор на фронтоне дорийского храма - как бы фигуративный комментарий (ср. с вазописью) безликой геометрии архитектурного объема (справа от центра: голова всадника с Афинского акрополя, т.н. голова Рампена 560 г. до н. э.).

Ранняя классика продолжает эту традицию. В зале представлены головы статуй фронтона храма Зевса в Олимпии ок. 460 г. до н. э. (слева от центра, щит), выполненные в т.н. "строгом стиле". К несколько более раннему времени относится голова юноши, т.н. "Мальчик Крития" 480 г. и голова т.н. "Аполлона Странгфорда" 490 г. до н. э.- еще сохранившего черты позднеархаического куроса (справа от центра зала, у окна).

Центральный экспонат зала - "Дискобол" Мирона 450 г. до н. э. представляет один из вариантов римских копий (в экспозиции есть также голова "Дискобола" Ланчелотти). Оригинальная статуя не была расчитана на круговой обзор и, подобно другим изваяниям победителей в состязаниях, помещалась вдоль длинной стены под навесом (греч. стоя). Тем не менее скульптору удалось безошибочно передать напряжение мышц, собранность тела и концентрацию воли атлета, сосредоточить всю его суть в одном вздохе, едином моменте, когда вот-вот мощным толчком будет выпущен диск - и он полетит...

На примере творчества Мирона видим, что работа скульптора становится авторской (как бы "концептуальной"). Скульптор не только ищет новые пластические возможности в трактовке заданного сюжета, но и осваивает пространство. И в других работах, оставаясь в рамках мифологичечских тем, Мирон также выбирает наиболее острый момент повествования - как в группе "Афина и Марсий" (голова Афины есть в экспозиции). Определенно, изменилась значимость скульптуры. Ее внутренняя программа становится более дробной, чем строй монолитной скульптуры архаики. Смысл "вещи"-мира в большей степени перетекает в архитектуру. Таков самый знаменитый храм эллинов - Парфенон.

В зале (стена против входа) представлены несколько плит зофора Парфенона: скачущий всадник, состязание колесниц, жертвенные животные из панафинейской процессии, следующей к алтарю Афины. Весь новый ансамбль афинского Акрополя, замысленный Периклом и Фидием, имел мемориальный оттенок. Парфенон (освящен в 432 г.) возводился как храм и как памятник - знак победы греков над Персией, символ единения Греции под эгидой Афин. Строившие его архитекторы Иктин и Калликрат разрабатывали новый панэллинский ордер, долженствующий примирить две соперничающие фундаментальные позиции: дорийскую и ионийскую. Новый стиль, видимо, не сложился как ордер, но сама попытка вмешаться в традиционный строй "вещи" говорит о многом. Как и скульптор, архитектор становится автором, а не только проводником общекультурной идеи. Наступает эра эксперимента с формой.

Открытие музея | Искусство Древнего Египта: зал №1, зал №2 |
| Искусство Древней Передней Азии: зал №3 |
| Искусство Древней Греции и Рима: зал №4, зал №5, зал №6 |
| Искусство средних веков и Возрождения: зал №7 |
| Информация для посетителей | Начальная страница |
| Музейный Центр РГГУ |



Copyright © 1996-99. Все права защищены.
WWW.RSUH.RU