Учебно-художественный музей имени И.В. Цветаева

зал 1

 

ОПИСАНИЕ КОЛЛЕКЦИИ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слепки с древнеегипетских памятников находятся в залах 1 и 2, расположенных на первом и третьем этажах.

Всю историю Древнего Египта согласно Манефону, древнеегипетскому жрецу, принято делить на три царства - Древнее (первая половина III тыс. до н. э.), Среднее (конец III - первая четверть II тыс. до н. э.), Новое (середина и вторая половина II тыс. до н. э.) - и Позднее время (I тыс. до н. э. - Римское завоевание). Время между царствами принято называть Переходными периодами. Более узкие временные промежутки совпадают со временем правления царей одного рода и называются династиями. Всего в Египте было 30 династий.

В зале, расположенном на первом этаже, экспонируются слепки с памятников Древнего и Среднего царств. Исключением является так называемый Розеттский камень (на стене слева от входа), относящийся ко времени правления Птолемея V (3 век до н. э.). Эта гранитная плита с текстом декрета на трех языках позволила французскому ученому Франсуа Шампольону найти ключ к прочтению древнеегипетских иероглифов.

Временем становления египетского государства (начало III тыс. дон. э.) датируется "Палетка царя Нармера", на одной стороне которой изображен царь в образе быка, разбивающего вражескую крепость; на другой - царь, убивающий врага. (Палетка висит слева от входа). В ней проявились все характерные для египетского искусства приемы изображения фигур на плоскости: фризовое построение композиции, разномасштабность, своеобразная трактовка человеческой фигуры - при положении головы и ног в профиль глаз и плечи показаны в фас, а живот в три четверти. Аналогично трактована фигура архитектора Хесира на прекрасных деревянных рельефах из его гробницы в Саккаре начала III тыс. до н. э. (Щит, перпендикулярный к стене входа в зал) и фигура казначея Иси на известняковой плите из гробницы в Саккаре середины III тыс.до н. э. (стена справа от входа). В этих же традициях изображены фигуры ремесленников, носильщиков даров на рельефах из гробниц Ти, Птахотепа в Саккара и рельефе из гробницы Теп-ем-анх со сценой рынка (стена при входе в зал). Рельеф происходит из саккарской гробницы. Другие рельефы той же гробницы находятся в музеях Брюсселя и Лондона.

Своеобразие египетского искусства, и рельефа в частности, обусловлено представлением египтян о душе как важнейшей жизненной силе человека, существующей в его изображении. Поэтому, строя объемную фигуру на плоскости, художник стремился представить ее с наиболее характерных точек зрения, не искажая ракурсом. Такой изобразительный прием относится и к предметам, окружающим человека, и к животным.

Стилистические особенности рельефа Древнего царства обусловлены самой техникой "высокого рельефа", при которой, убирая фон и оставляя изображение, мастер придавал последнему особую плоскостность, контурность, силуэтность.

Стремление к вечному существованию определило и своеобразие древнеегипетского скульптурного портрета. В позе, напоминающей пирамиду, со скрещенными ногами и свитком на коленях, застыл писец (у входа в зал). Его лицо бесстрастно, взгляд обращен за пределы мира реальности. Эта статуя получила название "Каирского писца" по месту нахождения ее в Египетском музее в Каире.

Особенно большое внимание уделялось изображениям царей. Полон величия и силы царь Хефрен - строитель одной из грандиозных пирамид в Гизе (статуя рядом с лифтом), изображенный сидящим на троне с положенными на колени руками и взглядом, устремленным вдаль. Это не просто портрет царя - это образ целой культуры. Пройдут века и тысячелетия, но ни один скульптор не найдет столь простого и совершенного образа идеи величия и бессмертия. По композиции статуе Хефрена близка стоящая справа от входа в зал статуя царя Микерина.

Период Древнего царства был временем величия египетского государства, но уже в середине III тыс. до н. э. власть царя слабеет, центробежные силы расшатывают страну, Египет распадается на отдельные номы. Лишь в конце тысячелетия произошло новое объединение Долины Нила. Это время считается началом Среднего царства.

Искусство Среднего царства сохранило многие традиции Древнего царства, особенно они наблюдаются в рельефе. На плите вельможи Хени из гробницы в Фивах (конец III тыс. дон. э.) изображен хозяин гробницы, сидящий перед жертвенным столом. Фигура Хени выполнена в традициях рельефа Древнего царства. Все стоящие на одной плоскости предметы на рельефе показаны один над другим - так мастер показывает более отдаленные от глаз зрителя вещи. Новые черты проявились главным образом в скульптурном портрете Среднего царства, особенно в царском портрете.

Фараон стал изображаться с характерными для него индивидуальными чертами лица. В зале имеются три портрета фараона Аменемхета Ш, жившего в XVIII веке до н. э. Этот царь прославился не только своими военными подвигами, но и грандиозными строительными работами. Им был построен огромный дворец, названный греками за множество помещений "лабиринтом", сооружено водохранилище, избавившее страну от недостатка воды во время засух.

Один из портретов изображает царя в образе сфинкса (в центре зала), другой показывает Аменемхета Ш сидящим, с руками на коленях (справа от входа), третий портрет - самый большой (у левой от входа стены) изображает фараона в царском платке (клафте) на голове. Всем трем образам царя присущи одни и те же черты: выдающиеся вперед скулы, мешки под глазами, выпирающие губы, выступающий подбородок, узкие прищуренные глаза с напухшими веками. Индивидуальные черты лица были настолько очевидными, что на их основе известный русский востоковед Владимир Семенович Голенищев, несмотря на иероглифическую надпись, говорящую о принадлежности сфинкса фараону Рамсесу II (13 век до н. э.), идентифицировал его с Аменемхетом Ш. Исследования последних лет подтвердили определение В.С. Голенищева, доказав факт узурпации статуи Рамсесом II.

Стремление к индивидуализации образа не только фараонов, но и чиновников, жрецов, вельмож особенно ярко проявилось в статуэтке писца (подлинник в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Вся фигура очень выразительна: сморщенное старческое лицо, дряблое тело, складки на груди.

(продолжение в зале 2)

Открытие музея | Искусство Древнего Египта: зал №1, зал №2 |
| Искусство Древней Передней Азии: зал №3 |
| Искусство Древней Греции и Рима: зал №4, зал №5, зал №6 |
| Искусство средних веков и Возрождения: зал №7 |
| Информация для посетителей | Начальная страница |
| Музейный Центр РГГУ |



Copyright © 1996-99. Все права защищены.
WWW.RSUH.RU