Музейный Центр РГГУ Архив

ИСКУССТВО КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ

Специфика дальневосточной (т.е. китайской, японской и вьетнамской) каллиграфии в том, что изображение иероглифов - это и текст (как правило, канонический, поэтический или религиозный), и произведение искусства, выполненное в определённой стилистике.
искусство китайской каллиграфии Таким образом, посетители в одно и то же время познают восточную мудрость, и наслаждаются одним из самых высоких искусств Китая.

искусство китайской каллиграфии История китайской письменности насчитывает не одну тысячу лет, образцы древнейшего письма были обнаружены на сосудах, изготовленных 5-7 тысяч лет назад. Самая ранняя из дошедших до нашего времени подписанных каллиграфических работ, выполненных на бумаге кистью и тушью, принадлежит каллиграфу Лу Цзи (261-303). Этому предшествует период письменности на каменных плитах и бронзовых сосудах, и, следовательно, каллиграфии как искусству более трёх тысяч лет.

В китайской каллиграфической традиции существует великое множество направлений, авторских стилей, всевозможных подходов к художественному изображению иероглифов. Современные каллиграфы Китая идут двумя путями. искусство китайской каллиграфии Кто-то выбирает для себя следование старым образцам и авторским почеркам признанных мастеров, после чего, возможно, создают собственный почерк. В этом случае они становятся как бы неоклассиками. Другие же вырабатывают современные авторские стили (опять же, изначально базируясь на творениях древних), часто весьма отдалённо напоминающие классику. Таких каллиграфов относят или к модернистам, или к авангардистам; их работы можно назвать абстрактной каллиграфией.

На этой выставке представлены все основные стили китайской каллиграфии. Древнейший вид китайского письма, так называемый почерк чжуаньшу (в русской традиции "печати"), демонстрируют масштабные работы Алексея Мамонова, одного из самых первых и самых одарённых московских каллиграфов, уже воспитавшего немалое число учеников. Печати наиболее близки к пиктографическим изображениям, т.е. протоиероглифам. Автор интерпретировал этот тип письма в современной манере, что часто практикуется и современными дальневосточными каллиграфами.

искусство китайской каллиграфии Хронологически следующий за чжуаньшу почерк лишу ("канцелярское письмо") представлен единственной работой Ирины Горбуновой, студентки института лингвистики РГГУ, которая изучает каллиграфию на стажировке на Тайване.

Канцелярский стиль предстаёт перед нами в своём классическом варианте. Из почерка лишу возник почерк кайшу ("уставное письмо"). Этот тип почерка по сей день остаётся стандартом для написания иероглифов. С него начинают учить иероглифы китайские и японские школьники, на его основе разработаны печатные и компьютерные шрифты. Кайшу отличается ясностью и разборчивостью, все черты иероглифов чётко различимы.

Уставом написана одна из работы Александра Беляева, преподавателя РГГУ. Более быстрое, чем устав, написание иероглифов (аналогичное нашему рукописному почерку) называется синшу ("полускоропись").
Этим почерком выполнена работы китайского каллиграфа Лю Я, Егора Лобусова, живущего и практикующего каллиграфию в Нанкине (КНР), иероглифы в произведении студентки ИВКА РГГУ Анастасии Артёмовой, часть работ Александра Беляева и иероглифы японского каллиграфа Цукамото Яитиро. искусство китайской каллиграфии Полускоропись более трудна для чтения из-за неразборчивости, но всё же грамотный человек, как правило, в состоянии разобрать написанное.

Наиболее динамичный тип письма называется цаошу ("скоропись"). Название этого почерка часто переводят на русский язык словосочетанием "травяное письмо" (цао означает трава). Скорописные надписи, как правило, предназначены исключительно для любования, а не для чтения. Современный вариант скорописи представлен одной из работ Алексея Мамонова.


подробное описание и схема проезда в Музейный Центр