МУЗЕЙ ИСТОРИИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

 

ВАСИЛИЙ МАСЮТИН:

биография

творчество

история

начало


 

Марина Масютина и Василий Судлецкий.

"Следы на песке времени. Подул ветер - и их больше нет, а было их много. Они шли на Восток и на Запад, топтались на месте. Ими было истоптано все Двадцатое столетие… - так начинается роман Василия Дмитриевича Сибирева-Судлецкого "Калиюга". Следы самого автора ведут от городка Максатиха, что в Тверской губернии, через Лондон и Берлин к озеру Эри, одному из Великих озер в Соединенных Штатах Америки, на берегу которого и живет уединенно Сибирев-Судлецкий, священник и писатель.

Два года назад Василий Дмитриевич потерял жену и друга Марину Масютину (1908-1998). Она завещала передать в Россию живопись, графику, скультпуру своего отца, Василия Николаевича Масютина, что и было исполнено Василием Дмитриевичем: весной 1999 г. он подарил все масютинские вещи, хранящиеся в доме, Музейному центру РГГУ, а через год добавил к своему подарку иконы Марины Масютиной - оказалось, что иконописью Марина занималась основательно. По словам Василия Дмитриевича, она написала не менее полутора тысяч икон по православному канону. Работала много на заказ. Ее работы знают не только в США, но и в Германии, Португалии. Теперь и в России…

В 1920 г. Марина вместе с родителями уехала в Ригу, а затем в Берлин.

Мечты Марины с детства отличались от мечтаний подруг: ребенком она страстно хотела быть конюхом, в юности ее влекла мечта стать пилотом, которая не осуществилась из-за дороговизны обучения. И только одно увлечение роднило Марину с девичьими грезами ее сверстниц - увлечение театральной сценой и кино. Дело в том, что Марина была дружна с отцом, живо интересовалась всем, что он делает, а поскольку Василий Николаевич не только иллюстрировал книги, но и работал художником в театре и на фильмах, юная Марина заразилась атмосферой съемок и захотела стать киноактрисой, даже снималась в эпизодах, но вскоре разочаровалась в этой профессии: она не соответствовала ее интеллектуальным запросам. Марина потихоньку рисовала, отец ее направлял, и постепенно выяснилось, что Марина выросла в крепкого профессионала. Специального образования, с дипломом, она не получила, однако на самом деле лучшего учителя, чем Василий Николаевич Масютин, пожелать было трудно, и после испытательного срока ее охотно взяли на работу художником-графиком в рекламное ателье "Триклер", где она выполняла рисунки для конфетных коробок. Но главным заказчиком в этой области была шоколадная фирма "Трумф", на которую Марина работала довольно много.

Потом была типография Варнека и фирма "Нордвест друк". Марина оформляла не только конфетные коробки, но делала рисунки для открыток и рекламных плакатов.

Марина довольно хорошо изучила Германию, так как фирмы были в разных городах: Берлине, Хале, Гамбурге, Потсдаме. В годы второй мировой войны Марина продолжала много работать в рекламе: общеизвестно, что гитлеровский режим уделял большое внимание пропаганде достижений Германии во всех областях. Марину настойчиво призывали вступить в ряды НСДРП. Это гарантировало не просто стабильность заработков, но и главное - безопасность. Марина категорически отказывалась. Она никогда не была членом никакой партии, как и старшие Масютины.

С Василием Дмитриевичем Сибиревым-Судлецким Марина познакомилась уже после смерти родителей. В 1960 г. вышла за него замуж, спустя два года последовала за ним в США, где Судлецкий, закончив семинарию, получил приход в Эри, штат Пенсильвания. Продолжала работать в области прикладной графики и писала иконы на заказ. Исполнила иллюстрации к книге мужа "Мои сказки" (Нью-Йорк, 1995).

Ирина Баканова


"Другое Искусство" новости музей слепков музейный центр РГГУ

© Музейный центр РГГУ. Дизайн, концепт и поддержка: Грецкий Роман.