Музейный Центр РГГУ Архив

ВОЕННЫЕ ДНЕВНИКИ ПИСАТЕЛЯ ПАВЛА ЛУКНИЦКОГО:
фотографии и фронтовые корреспонденции из семейного архива

Новая выставка Музейного центра РГГУ представляет собой несколько десятков уникальных фотографий, рукописные и машинописные оригиналы фронтовых дневников, письма, газеты военных лет с репортажами, статьями, очерками военкора ТАСС Павла Лукницкого, его личные вещи.

Представленные на выставке материалы - из легендарного архива Лукницких. В нем - не менее 10 тыс. писем, более 90 тыс. страниц дневников и около ста тысяч фотокадров.

Этот архив - "увековеченная "одиссея" поразительного плавания по жизни", по выражению вдовы писателя, Веры Константиновны Лукницкой, автора книги "Перед тобой земля" (Книга вышла в "Лениздате" в 1988 г. тиражом в 50 тыс. экземпляров).

Особенность экспозиции Музейного центра, посвященной 60-летию Победы, определяется личностью Павла Лукницкого. Он не фотокорреспондент. Лукницкий - писатель. Билет, подписанный Максимом Горьким, был выдан ему в числе первых - 10 июня 1934 года. Но с фотоаппаратом Павел Николаевич не расставался всю жизнь, получив от отца фотоаппарат в подарок в 14 лет. Первые кадры Лукницкого - кадры революции и голода в Петрограде. Война на фотографиях Лукницкого - это война непосредственного участника сражений. Но это и война, увиденная глазами документалиста и художника.

22 июня 1941 г. Павел Лукницкий сообщает в Союз писателей о своем желании немедленно ехать на фронт и просит включить его в первый список мобилизуемых.

25 июня 1941 г. газета "Правда" опубликовала первую корреспонденцию Лукницкого "На боевых постах". В этот же день он едет в Петрозаводск корреспондентом газеты "Во славу Родины". Корреспонденций было так много, что "иные из них опубликованы под псевдонимами или даже без подписи" (из дневниковой записи от 12 августа 1941 г.). Вскоре вызван в Политуправление фронта за новым назначением: специального военного корреспондента Ленинградского отделения ТАСС. На Ленинградском фронте был до конца блокады. После разгрома Ленинградской, Новгородской, Псковской области с войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов прошел весь освободительный путь через Польшу, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию, Чехословакию - здесь, в Праге, закончил войну майор Лукницкий.

Жители блокадного Ленинграда, горящие дворцы Пушкина, Павловска, Гатчины, уличные бои и партизанский быт, победные шествия и колонны военнопленных - вот лишь некоторые темы экспозиции. Небольшая по объему, она значительна по выразительности именно благодаря эффекту присутствия вонкора Лукницкого в каждом сделанном кадре. Трудно сказать: фотографии иллюстрируют дневниковые записи, репортажи, или наоборот - дневниковые записи служат комментариями к сделанным кадрам. Эта особенность использована в построении экспозиции выставки.

Кроме того, в экспозицию не случайно включены некоторые экспонаты из Литературно-краеведческого музея "Героям жить в делах живых" г. Кировска Ленинградской области: Павел Лукницкий участвовал в кровопролитных боях на Невском пятачке, где в неравном бою полегли сотни тысяч солдат. Десятилетия спустя здесь вода и земля выносили на поверхность неразорвавшиеся снаряды и гильзы: есть и такое фотосвидетельство писателя.

Свидетели утверждают: мужество Лукницкого-воина было продолжением его гражданской позиции, выработанной с самых юных лет. Так, например, ему было двадцать с небольшим, когда он пришел к Анне Ахматовой с просьбой помочь с материалами для дипломной работы о поэте Гумилеве. Как мог он отважиться на это всего через три года после расстрела поэта, обвиненного по делу профессора Таганцева в заговоре против Советской власти? Ходил по краю пропасти: мало того, что увлекался не "тем" поэтом, еще и сам "не того" происхождения. Одного Пажеского корпуса могло хватить, чтобы отправиться вслед за Гумилевым. Были и обыски, был и арест в 1927 году.

Павел Николаевич Лукницкий когда-то вывел на листе бумаги - "Труды и дни Николая Гумилева". И не подозревал, что совершает гражданский подвиг. Сегодня далеко не вся читающая публика представляет себе, что биографию поэта Николая Степановича Гумилева, да и многие его стихи, собрал для потомков по строчкам (иногда и в буквальном смысле) Павел Николаевич Лукницкий. Студент и начинающий поэт, он с 24 года по 29 год прошлого столетия собрал не только два тома материалов по Гумилеву, но и замечательный архив литературных документов начала XX века.

"Acumiana" - "Акумиана" - так он назвал свой архив по Ахматовой. А Вера Лукницкая по этому архиву написала книгу "Из двух тысяч встреч", выступив в роли деликатного проводника. По выражению Н. Струве в предисловии к двухтомнику "П. Н. Лукницкий. Acumiana. Встречи с Анной Ахматовой"(YMCA-PRESS, Paris, 1991), в 1962 г. Ахматова сама пришла к Лукницкому в Комарове "в поисках своего прошлого".

Авторы концепции выставки в РГГУ убеждены в том, что "в поисках прошлого" к архиву Лукницкого будет обращаться не одно поколение исследователей.

Выставка работает с 12 по 28 мая 2005 года. С 10:00 до 16:00, кроме воскресенья и понедельника


подробное описание и схема проезда в Музейный Центр