Музейный Центр РГГУ Архив 2000

АДОЛЬФ ШЕСТАКОВ. "РЕПЕТИЦИЯ ОРКЕСТРА"

Адольф Шестаков.
"Джаз". 1984. Музейный центр РГГУ приглашает Вас на выставку художника Адольфа Ивановича Шестакова "Репетиция оркестра". Эта выставка проводится в рамках проекта музея "Другое искусство".
Работы Шестакова привлекают разнообразием идей, композиционных и колористических решений, а также совершенным отсутствием коммерческого налета.
Большинство произведений, представленных на выставке, - дар художника недавно открывшемуся музею "Другое искусство". Это работы семидесятых - конца девяностых годов, другими словами - эволюция творчества.

Интерес к современному западному искусству возник вместе с первыми выставками в Москве в конце 1950 гг.
Адольф Шестаков.
"Музыка". 1970. Тогда Шестаков впервые познакомился с произведениями Пикассо и Матисса, которые чрезвычайно заинтересовали его. Увлеченный их живописными экспериментами, он начал рисовать и в 1959 году поступил в творческую Студию экспериментальной живописи и графики Элия Белютина. Это было прогрессивное объединение молодых художников, которых связывало, в первую очередь, стремление к свободе творчества, желание найти свой путь в искусстве, не ограничиваясь рамками господствующего в ту пору соцреализма. Адольф Шестаков неоднократно участвовал в выставках студии Э. Белютина. Также его работа "Музыка" (1970) была представлена на официально разрешенной выставке московских художников в павильоне "Дом культуры" ВДНХ (сентябрь 1975). Она является одним из ключевых событий неофициальной русской культуры 1970 годов. На выставке представлены наиболее характерные произведения А. Шестакова этого периода.

Ранние работы Шестакова проникнуты глубокой эмоциональностью. Адольф Шестаков.
"Рокер". 1972. Некоторые из них по духу близки экспрессионизму начала века. Есть чисто абстрактные картины - "Работающий художник", (1977), есть и сюжетные - "Рокер"(1972), "Женщина, сидящая за столом" (1974), "Мыслитель" (1976).
Ряд произведений семидесятых годов открывают музыкальную тему, которую художник развивает до сих пор. Увидев эксперименты со скрипкой на картинах Пикассо и Брака, художник отметил, что скрипка очень легко становится объектом абстрактной композиции. С тех пор он постоянно возвращается к этому мотиву. Постепенно образ музицирующего становится все более абстрактен, мазки все более экспрессивны. Музыканты Шестакова играют не только на скрипке: мы видим в его произведениях виолончель (дань любимому художнику - А. Модильяни), а также контрабас, гармонь, балалайку, арфу. Его музыканты имеют широкий репертуар - от "Сонаты Бетховена" (1979) до "Джазовой импровизации" (1979).

Адольф Шестаков.
"В свободном полете". 1998. Помимо музыкального цикла, в последние годы художник много работает над темой "Свободный полет". Свободный полет, по словам автора, можно трактовать по-разному, но главная трактовка, - любовь. Находящийся в свободном полете человечек - абстрактная фигурка, которая благодаря локальности красок и толстому мазку чуть-чуть напоминает фейерверк или комету.

С недавних пор художник разрабатывает тему "Кто мы? Куда мы идем?". Адольф Шестаков.
"Куда идем?". 1998. Она навеяна картиной Питера Брейгеля "Слепые". В произведениях Адольфа Шестакова "Идущие в ночи" (1999) и "Куда идем?" (1998) изображено проникнутое тревожной экспрессией шествие слепцов во мраке. Их подвижные силуэты создают впечатление обреченной неизвестности. Интересно цветовое решение - фигуры слепцов выделяются яркими красным, зеленым и синим цветами, и эта неестественность придает картине дополнительное психологическое напряжение.

Часто используемым мотивом художника является абстрактно нарисованный человечек. Несколькими мазками начерченное тело дает полную иллюзию человеческого образа. Художник постепенно делает фигурки все более абстрактными, в то же время всегда наделяя их единственным всевидящим оком, потому что глаза есть зеркало души. Эти люди живут своей обычной человеческой жизнью. На одной картине это "Семья"(1994), на другой - "Встреча" (1998), "Разговор"(1989), "Женщина с двумя кавалерами" (1999).

Герои картин А. Шестакова предельно схематичны. Художник предоставляет зрителю полную свободу фантазии, тем самым отправляя его воображение в "свободный полет", в котором так часто парят его герои.

Юлия Лебедева-Грецкая,
куратор выставки.

* * *

Адольф Шестаков, участие в выставках:
  • Конец 1960-х гг. Выставка в кафе "Синяя птица"
  • Конец 1960х -начало 1970 гг. Квартирные выставки
  • 1962 - 1975 гг. - Выставки в поселке Абрамцево на даче художника Э. Белютина.
  • Сентябрь 1975 г. выставка в павильоне "Дом культуры" ВДНХ.
  • Конец 1960х - 1970-е гг. - Выставки в городском комитете художников-графиков на Малой Грузинской.
  • 1990 г. - выставка "Новая реальность. От Манежа до Манежа. Художники Студии Э. Белютина" в Московском Манеже.
  • Сентябрь 2000 - выставка "Репетиция оркестра" в музее "Другое искусство".


подробное описание и схема проезда в Музейный Центр